Без вилочного погрузчика невозможно представить себе работу склада. Вот только какой вилочный погрузчик выбрать, чтобы он точно соответствовал задачам? В статье пойдет речь о типах топлива, грузоподъемности, колесах и прочих аспектах выбора.
На складах, в супермаркетах, в логистических центрах и на предприятиях вилочный погрузчик – техника №1. Где-то прекрасно покажет себя электрический погрузчик с тремя колесами, а где-то необходим дизельный с большой грузоподъемностью. Разбираемся, какой вилочный погрузчик лучше выбрать.
Где используется вилочный погрузчик?
Вилочный погрузчик – универсальная техника для складов. Он может поднимать, перемещать, разгружать и складировать грузы. Широкий ассортимент погрузчиков вилочных предлагает компания «Инолта». Доставка возможна по всей Беларуси. В наличии электрические, бензиновые и дизельные погрузчики. На сайте есть фильтрация по грузоподъемности, весу, высоте подъема вил. На все технику действует гарантия, есть тест-драйв, возможна покупка в лизинг.
Вилочные погрузчики активно используется:
- на складах и в логистических центрах;
- в супермаркетах и на оптовых базах;
- на промышленных предприятиях для перевозки сырья и готовой продукции;
- в аэропортах для транспортировки багажа;
- в сельском хозяйстве для перевозки кормов;
- в ЖКХ.
Первые погрузчики появились 100 лет назад в США. Они могли поднимать грузы на небольшую высоту, перевозили их на короткие расстояния. Конструкция усовершенствовалась во времена Второй мировой войны, а после ее завершения техника стала активно использоваться в разных сферах промышленности и сельского хозяйства.
Как устроен вилочный погрузчик?
Вилочный погрузчик состоит из следующих основных элементов:
- рама – основа, на которую крепятся остальные узлы;
- мачта или подъемник – механизм, на который крепятся вилы. Мачта может состоять из 2 или 3 секций, реже встречаются 1- и 4-секционные мачты;
- вилы необходимы для захвата и перемещения груза, крепятся к каретке, которая ездит по направляющим мачты. Вилы могут быть фронтальными (впереди погрузчика) или боковыми (на боковой стороне), могут дополняться навесным оборудованием для работы со специфическим грузом;
- двигатель и трансмиссия. Двигатель бывает дизельным, бензиновым, электрическим, комбинированным. Трансмиссия передает мощность от двигателя к колесам и гидравлической системе;
- гидравлическая система приводит в действие вилы, отвечает за их подъем и опускание. Гидросистема состоит из насоса, цилиндра, мотора, клапана и резервуара;
- шасси – это колеса, подвеска и система управления. Количество и тип колес варьирует;
- кабина – это удобство и безопасность для оператора. В ней есть сидение, элементы управления, ограждения. Кабина может быть открытой и закрытой.
Характеристики всех этих компонентов могут сильно отличаться. Выбор делают на основе следующих параметров:
- условия работы – на улице или в помещении, тип поверхности, в безопасных или экстремальных условиях (влага, опасное производство, низкие температуры);
- характеристики склада – ширина проходов, размер дверей, высота потолков, грузоподъемность лифтов;
- особенности грузов – масса, габариты (для нестандартных грузов требуются специальные приспособления), тип (например, хрупкие вещи);
- режим эксплуатации – пару часов в день, целая смена или несколько смен в день.
Чем вилочный погрузчик отличается от фронтального? Назначением. Вилочный необходим для погрузки, разгрузки и перемещения грузов на складе. В основном, грузы размещаются на паллетах, потому он оборудуется вилами. Фронтальные погрузчики оснащаются ковшом, они более мощные, используются в землеройных и карьерных работах.
Виды вилочных погрузчиков по типу двигателяДизельные погрузчики
Оснащаются двигателем внутреннего сгорания. Используются на открытых площадках, поскольку во время работы выделяют токсичные газы. Их можно оснастить каталитическими нейтрализаторами, чтобы погрузчик смог работать в помещении. Но фильтр стоит дорого и легко выходит из строя, если использовалось некачественное топливо.
Плюсы:
- высокая мощность, могут перемещать тяжелые грузы на большое расстояние;
- большой ресурс работы;
- небольшой расход топлива;
- неприхотливость в обслуживании.
Из минусов, кроме токсичных выхлопов, уровень шума, высокая цена и сложности эксплуатации в условиях отрицательных температур.
Бензиновые погрузчики
Тут все тот же двигатель внутреннего сгорания, только работает на другом топливе – бензине. Техника используется на открытом воздухе и в помещениях с хорошей вентиляцией.
Плюсы:
- более тихие и экологичные, чем дизельные;
- легкий запуск, работа в мороз;
- высокая производительность, скорость перемещения.
Расход топлива будет выше, а производительность хоть и высокая, но все же ниже, чем у дизельных аналогов.
Газ-бензиновый погрузчик
Тот же бензиновый погрузчик, на который установлена газовая система. Обычно такая система встречается на технике грузоподъемностью до 5 т. Используют обычные 30- и 50-литровые газовые баллоны. Достаточно иметь 5-8 баллонов на каждый погрузчик, чтобы заправлять их примерно раз в неделю, но все зависит от интенсивности работы.
Плюсы:
- экологичность;
- экономичность;
- высокая мощность;
- возможность переключения с одного вида топлива на другое.
В Европе такие погрузчики широко распространены, у нас их популярность сдерживается не очень широкой сетью газозаправочных станций.
Электропогрузчики
Электрические вилочные погрузчики работают на аккумуляторных батареях. Никаких выбросов нет, потому они могут функционировать в условиях любого склада, магазина и т.д. В среднем батареи хватает на 6-8 часов работы
Плюсы:
- отсутствие выбросов;
- тихая работа;
- компактные размеры;
- маневренность;
- низкие затраты на обслуживание.
Электропогрузчики менее мощные, чем на ДВС и стоят дороже, но затраты на их покупку окупаются дешевым обслуживанием.
Двигатель может работать на постоянном токе и на переменном. Последние становятся все более популярными. В их конструкции нет щеточного узла, потому его не придется постоянно менять. Кроме того, асинхронный двигатель переменного тока более герметичный, более мощный и экономичный.
Есть еще одна модификация – погрузчик с дизель-электрическим приводом, который совмещает в себе преимущества обоих видов техники.
Грузоподъемность вилочных погрузчиков
При выборе вилочного погрузчика стоит учитывать два параметра – номинальная и остаточная грузоподъемность.
- Номинальная грузоподъемность – максимальный вес груза, который выдерживает погрузчик. Лучше брать технику с небольшим запасом, чтобы она не работала постоянно на пределе. По грузоподъемности погрузчики условно делятся на:
- легкие – до 2 т;
- средние – 2-4 т;
- тяжелые – 4-10 т;
- большегрузные – более 10 т.
- Остаточная грузоподъемность – грузоподъемность в самой высокой точке при подъеме груза. Дело в том, что в загруженном погрузчике смещается центр тяжести. Чтобы машина не перевернулась, надо учитывать показатель остаточной грузоподъемности. Параметр зависит от типа навесного оборудования, мачты, количества колес и т.д. Для каждой модели показатель свой. Даже для двух погрузчиков с одинаковой номинальной грузоподъемностью остаточная может отличаться.
Учитывайте средний и максимальный вид груза, его габариты, а также высоту складирования.
Количество колес
Глобально все вилочные погрузчики делятся на:
- 3-опорные;
- 4-опорные.
Трехопорные погрузчики максимально маневренные, потому могут использоваться в условиях небольшого склада с узкими проходами. Минус – грузоподъемность не более 2 т. Впереди у них два колеса на одной оси, сзади – одно. Для повышения грузоподъемности при сохранении маневренности производители иногда сзади устанавливают два спаренных колеса, при этом формально погрузчик остается трехпорным. Обычно заднее колес1 делается ведущим.
Четырехопорные погрузчики – стандарт. Часто они переднеприводные, задние колеса чуть меньше и отвечают за маневренность. Такие погрузчики более устойчивы, они спокойно ездят по разным поверхностям, у них выше грузоподъемность. Дорожный просвет у них также выше.
Тип колес
Тип колес выбирают в зависимости от того, где будет использоваться погрузчик.
- Пневматические колеса – это диск, резиновая шина с воздушной камерой внутри. Не бояться неровной поверхности, хорошо амортизируют, зимой на них можно поставить противоскользящие цепи.
- Цельнолитые (сплошные) выполнены из литой резины, не наполнены воздухом. Потому они долговечные и износостойкие. Минус – не амортизируют.
- Полиуретановые долговечны и просты в эксплуатации, но подходят только для ровного пола внутри помещения.
- Бандажные – на стальной диск наносят резиновые жгуты. За их счет немного улучшается амортизация.
Тип мачты вилочного погрузчика
Мачта вилочного погрузчика может состоять из одной, двух, трех или четырех секций. Чаще всего встречаются мачты на двух и трех секциях.
Двухсекционная мачта – это стандарт. Состоит из двух вертикальных направляющих и боковых цилиндров. Между ними и перемещаются вилы на каретке. Высота подъема мачты такого типа не превышает 3 м.
Трехсекционная мачта отличается наличием средней секции. Благодаря ей можно поднимать грузы на высоту до 6 м.
От типа мачты зависит не только высота подъема груза, но и скорость.
Вилы и навесные приспособления
Основной рабочий орган погрузчика – вилы. При работе с грузами 0,5-3,5 т обычно используют паллеты, потому и размеры вил более-менее стандартизированы. Длина вил варьирует в пределах 730-1100 мм. При выборе параметра учитывайте не только габариты поддонов, но и ширину прохода на складе.
Вилы могут быть расположены не спереди, а сбоку. Такие погрузчики используют при перемещении крупного нестандартного груза (пиломатериалы, металлопрокат, контейнеры.
Есть еще навесные приспособления, которые расширяют возможности вилочного погрузчика:
- удлинитель вил;
- наклоняемые вилы с лебедкой;
- захват для бочек, тюков, рулонов;
- стрелы-краны;
- позиционер для поперечного смещения вил;
- штырь – удобен при перевозке полых грузов цилиндрической формы;
- захват с верхним прижимом;
- сталкиватель.
Условия эксплуатации
При выборе вилочного погрузчика обязательно учитывают условия, в которых ему придется работать:
- особо тяжелые условия – это трюмы судов, морские порты, склады-холодильники, а также на предприятиях с высокой пожароопасностью. Для таких условий выпускаются погрузчики в специальном исполнении, у них основные элементы получают дополнительную защиту;
- по ровному полу проедет любой погрузчик, а если поверхность с выбоинами и порогами, то лучше брать погрузчик на пневмоколесах. Для работы в условиях отсутствия дорог (строительные площадки, сельская местность) есть специальные внедорожные модели. На них установлены пневмоколеса с повышенным тяговым усилием, а дорожный просвет увеличен. Если же на полу могут быть осколки стекла, металлическая стружка, гвозди, проволока, то лучше подобрать погрузчик на бандажных шинах. Альтернатива – цельнолитые колеса;
- интенсивность работы. Для пары часов в день и трех смен подряд нужна разная техника. Обращайте внимание на скорость подъема и опускания вил, маневренность, среднюю производительность.
Эргономика вилочного погрузчика
Статистика говорит, что бОльшая часть аварий с вилочными погрузчиками происходит при повороте на большой скорости. Результат – боковое опрокидывание. Кроме того, даже при безаварийной работе у операторов погрузчика есть ряд профессиональных заболеваний, основное из которых – боли в спине.
Чтобы работала была комфортной и безопасной для оператора, рекомендуем обращать внимание на эргономику и защитные системы погрузчика:
- операторское сидение должно быть регулируемым;
- угол обзора должен быть достаточным, потому сейчас делают круговое остекление, совершенствуют конструкцию грузоподъемника;
- управление может быть упрощено за счет наличия джойстика управления, системы диагностики, дисплея с выводом всех параметров работы и возможных неисправностей;
- уровень шумов и вибраций в современных моделях снижен до минимума;
- система защиты от опрокидывания и падения грузов FOPS/ROPS есть почти во всех моделях, но лучше уточняйте.
Что еще учесть при выборе?
При выборе вилочного погрузчика также принимайте во внимание:
-
- необходимость дополнительного оборудования определяете вы и операторы. В некоторых случаях оно необходимо. Это, например, огнетушитель, осветительные приборы, аварийная сигнализация, система стабилизации груза, индикатор грузоподъемности;
- ремонтопригодность. Оценивают доступность основных узлов, расположение фильтров, доступность запасных деталей, поддержка производителя или дилера (сервисное обслуживание), затраты времени на плановое обслуживание;
- если есть возможность сделать тест-драйв, хотя бы на площадке продавца или производителя, обязательно воспользуйтесь;
- радиус разворота должен соответствовать ширине прохода на складе;
- скорость подъема/опускания вил выбирается с учетом интенсивности процессов на складе.
Покупать или арендовать?
Зависит от того, насколько часто вы будете использовать технику:
- для разовых задач, для работы в течение пары месяцев проще арендовать погрузчик и не волноваться о ремонте и обслуживании;
- на складе, где работа кипит постоянно, лучше купить погрузчик. Крупные начальные вложения окупятся с лихвой при постоянной загрузке склада;
- лизинг – почти та же аренда, с возможностью в конце срока вернуть технику или выкупить ее. В лизинг берут технику на более существенный срок, чем просто в аренду. Выбор техники при лизинге шире, так как арендодатель изначально может не обладать конкретной моделью. По вашему запросу определенная техника покупается (банком, лизинговой компанией) и передается вам. Вы платите только ежемесячные платежи. Срок договора обычно больше 12 месяцев. Отличие от кредита – техника в собственности у лизинговой компании, а не у вас. Выгодно брать на пару лет, можно снизить налоговую базу и ускорить амортизацию.